08.06.2023г. "Приобщение к труду в раннем возрасте"
В.
А. Сухомлинский писал: «Труд становится великим воспитателем, когда он
входит в жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, рождает
новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство –
чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».
Цель трудового воспитания : формирование положительного отношения к труду, уважение к труду взрослых и своих сверсников.
Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются с
раннего детства. Задача воспитателя и родителей – не упустить этот момент, ведь
дошкольный возраст - самая подходящая пора, когда ребёнок с радостью открывает
для себя удивительный, окружающий его мир.
Поручения широко используются во всех возрастных группах детского
сада, но в младших группах они являются ведущей формой организации детского труда. Воспитатели должны
знать, почему работу с малышами по трудовому воспитанию надо начинать с
индивидуальных простейших поручений, которые ребенок выполняет вместе с
воспитателем, и только много позже переходить к другим формам. В силу своих
психологических особенностей дети младших групп еще недостаточно самостоятельны
в своих действиях, склонны к подражанию, они не могут согласовывать свои
действия с действиями товарищей и работать в нужном темпе, они часто
отвлекаются, не доводят начатое дело до конца. В этом возрасте детей мало интересует
результат, их влечет сам процесс действия (они еще не владеют необходимыми
умениями и навыками для достижения результата). Поэтому только во второй
младшей группе со второй половины года, когда дети уже имеют некоторый трудовой опыт, воспитатели
используют групповые поручения. Основной формой объединения в труде детей этого
возраста является труд «рядом», когда каждый ребенок
работает самостоятельно и за свою работу отвечает перед воспитателем; при этом
ребенок упражняется в умениях и навыках, необходимых в коллективной работе.
Задачей
воспитателя является
Формирование первоначальный навыков трудовой деятельности.
Воспитать уважительное отношение к труду взрослых (формирование интересов к труду взрослых,бережного
отношения к результатам его труда, воспитание стремления оказывать помощь).
Положительная оценка взрослого даже не больших успехов ребёнка
вызывает у малыша удовлетворение, рождает уверенность в своих силах. Особенно
это важно помнить в общении с детьми застенчивыми, робкими. По отношению к
ребёнку избалованному, имеющему склонность к зазнайству, следует поощрение
использовать осторожно.
В воспитании детей большое значение имеет организация их
самостоятельного труда. Основным
его видом в этом возрасте остаётся труд по самообслуживанию. Мы, взрослые, в свою
очередь поддерживаем интерес к этому виду труда, а решаем – используя игровые приёмы,
систематически напоминая и контролируя действия детей.
Хорошим стимулом к выполнению трудовых действий по самообслуживанию
является оценка деятельности ребёнка,
поощрение его успехов.
Хозяйственно-бытовой труд в средней группе начинает занимать
значительно большое место в жизни детей дошкольного возраста. Как и в младшей
группе основной формой организации этого вида труда являются поручения. Которые дают возможность
привлекать детей всей
группы к различной трудовой деятельности.
В труде формируются
первые чувства долга, ответственности, жизненно необходимые навыки и умения.
Когда дети осознают свои обязанности, когда они приобретают первоначальный опыт,
необходимые трудовые навыки
— это создает у них уверенность в своих силах, готовность трудиться. Обычно это
наблюдается у детей к
концу пятого года жизни, становится устойчивой чертой в старшем дошкольном
возрасте. Дети в состоянии уже сами организовать свои трудовые занятия, помочь младшим. Труд воспитывает и
физически развивает ребят. Поэтому так важно приучать
их с раннего возраста выполнять несложные обязанности по самообслуживанию,
помогать старшим в семье. Все действия так называемого самообслуживания
(кормления, одевания и обувания, ухода за собой, своей комнатой и т. д.,
участие в домашнем труде составляют
важную сторону повседневной жизни ребенка в семье. Затем уже в специальных
условиях общественного воспитания (детского сада) эта элементарная форма трудовой деятельности сочетается
с разнообразными действиями общественно полезной работы, являющейся
исключительно важным средством воспитания подрастающих поколений.
Комментарии
Отправить комментарий