09.12.2022г. "Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста».
«Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного
возраста».
Возможность
понимать речь и говорить становится для ребенка третьего года жизни важнейшим
средством познания окружающего, а познавательная деятельность стимулирует
развитие его инициативной речи. У ребенка появляется настоятельная потребность
спрашивать взрослого о заинтересовавших его предметах и явлениях окружающего
мира, что является основой дальнейшего развития диалогической речи.
Познавательная
речевая активность детей третьего года жизни развивается на занятиях по
ознакомлению с окружающим и развитию речи. Содержание занятий определяется
программным материалом, включающим те занятия, которые ребенок не может освоить
самостоятельно. Занятия носят проблемный характер, что, во-первых, обеспечивает
их развивающий характер, во-вторых, имеет не только обучающее, но и
воспитательное воздействие и, в-третьих, создает особый интерес к приобретению
знаний. Занятия должны быть посильной для детей трудности, преодоление которой
развивает интеллект и волю ребенка.
Еще Аристотель в античные
времена считал, что «рука – это инструмент всех инструментов». Кант писал, что
«рука – это своего рода внешний мозг, это вышедший наружу мозг человека.
Знаменитый педагог Сухомлинский так отзывался о ручной деятельности: «Ум
ребенка находится на кончиках его пальцев», «Истоки способностей и дарований
детей на кончиках их пальцев».
Рука, пальцы, ладони – одни
из главных органов, приводящих в движение механизм мыслительной деятельности
ребенка. У плохо говорящих детей наблюдается скованность движений руки,
недостаточно развитая мелкая моторика. Для таких детей тренировка тонких
движений пальцев рук стимулирует развитие речи. Если же развитие движений
пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие.
Пальчиковые игры способствую
развитию и творческой деятельности. При ручной деятельности вырабатывается
ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном
виде деятельности. Большинство пальчиковых игр требуют участия обеих рук, что
является положительным предпосылом в ориентировке детей в понятиях
“вправо”, “влево”, “вверх”, “вниз” и т.д.
Развивая мелкую моторику
пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. На руке находятся
биологически активные точки нашего организма, массаж которых положительно
сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Тренируя пальцы, мы
оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в
дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Поэтому в повседневную
работу с детьми целесообразно включать игры и задания для развития общей и
специальной моторики. Развивая мышцы рук, мы не только готовим руку ребёнка к
письму и рисованию, но и к самообслуживанию (застёгиванию пуговиц, завязыванию
шнурков), одновременно стимулируем речевую активность, а значит, развиваем
интеллектуальные способности ребёнка.
Разучивание текстов с
использованием “пальчиковой” гимнастики стимулирует развитие мышления,
внимания, воображения, воспитывает эмоциональную выразительность, быстроту
реакции. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более
выразительной. Пальчиковые игры дают пальцам полноценный отдых. Кроме
того, они развивают их ловкость, подвижность, а весёлые стишки помогают детям
снять моральное напряжение.
Использование пальчиковых игр
и упражнений поможет детям полноценно развивать ручную деятельность,
речевые функции, подготовить руку к письму (если ваш малыш в скором
времени собирается в школу), предотвратить появление так называемого «писчего
спазма» (из-за напряжения руки во время письма), развивать внимание, терпение,
стимулировать творчество и фантазию.
Приведем несколько примеров
пальчиковых игр, которые каждый родитель сможет проиграть со своим ребенком:
«Колечки»
Сомкнуть указательный и большой пальцы правой руки, а на левой – большой палец
и мизинец. Получилось два «кольца». Пальцы рук ребенок должен сомкнуть так,
чтобы на каждой руке поочередно получались «большое» и «малое» колечко.
«Кулачки»
Ребенок сгибает руки в локтях, кладет их на стол. Сначала в медленном, а потом
и в быстром темпе сжимает-разжимает кулаки. Упражнение выполняется до появления
усталости. Затем руки нужно встряхнуть и расслабить.
Друзья – садоводы.
Палец толстый и большой, в
сад за сливами пошёл.
(Ладошка собрана в
"кулачок". Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем
наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз).
Указательный с порога, указал
ему дорогу. (Отгибаем указательный пальчик, далее
"сгибаем-разгибаем").
Средний палец самый меткий,
он сбивает сливы с ветки. (Отгибаем средний пальчик,
"сгибаем-разгибаем" его. При этом нужно стараться не сгибать
указательный и большой пальцы).
Безымянный подбирает,
(Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками).
А мизинчик-господинчик,
землю косточки бросает! (Отгибаем мизинчик)
Как еще
активизировать пальчики? Нанизывайте
на леску бусины, делайте поделки из квилинка, вырезайте забавные фигурки,
придумывайте как можно больше забавных игр и упражнений для пальчиков и
рук ваших детей и тогда со временем вы заметите скачек в интеллектуальном
и физическом развитии вашего ребенка.
Игры с пальчиками- это не только стимул для
развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.
Комментарии
Отправить комментарий